Гиперпространство
Гиперпространство
≈ еще одно измерение, своего рода оборотная сторона привычного нам
мира, основное отличие которой ≈ существенно меньшее (чем в обычном
пространстве) расстояние между двумя пунктами. Точнее это свойство
можно сформулировать следующим образом: время, затрачиваемое на
перелет из одной точки "обычного" пространства в другую, совершаемое
через гиперпространство, оказывается несоизмеримо меньшим, чем перелет
между теми же точками и с той же скоростью в "обычном" пространстве.
Эта особенность гиперпространства сделала возможными межзвездные
перелеты, совершаемые за приемлемое время (время перелета исчисляется,
как правило, днями или неделями), а они, в свою очередь, сформировали
галактическое сообщество рас, связывающее обитаемые миры торговыми
и иными отношениями.
Внешне
гиперпространство ≈ жуткая кроваво√красная область, место, в котором
совершенно невозможно ориентироваться, настолько оно однообразно.
Здесь существует своеобразная "приливно√отливная система",
иначе называемая гиперпространственным дрейфом, который, по√видимому,
обуславливается влиянием гравитационных полей объектов в "реальном"
пространстве. Из√за этих неоднородностей корабли в гиперпространстве
имеют тенденцию отклоняться от курса. Хотя расстояния здесь весьма
отличаются, время, кажется, идет здесь почти также, как в "обычном"
пространстве. Гиперпространство находится в постоянном движении.
Расстояния, и даже направления, здесь непрерывно меняются. Так,
например, перелет от Эпсилона Эридана до Солнца на расстояние
в 11 световых лет занимает три дня, но путешествие от Эпсилона
Эридана до Примы Центавра (которая находится значительно дальше)
продолжается всего четыре дня.
Основная
заслуга в освоении Младшими гиперпространства принадлежит, безусловно,
ворлонцам. Они, через своих агентов (как часть "научно√просветительской"
программы), внедрили в культуры младших рас ряд научных концепций,
которые впоследствии привели к открытию гиперпространства и созданию
технологии зон перехода (так называемых Вортекс√генераторов). Эти
конструкции "пробивают" проход из "обычного" в гиперпространство.
Принципы технологии зон перехода совершенно универсальны, подобно
огню, колесу или ядерной энергии. Хотя базовые концепции остаются
неизменными практически по всему Освоенному Космосу, их воплощение
варьируется от расы к расе. Многим расам в нашей части Галактики
посчастливилось обнаружить покинутые зоны перехода или корабли,
оснащенные гиперпространственным приводом, на внешних границах
своих солнечных систем (ярчайшие примеры таких "везунчиков" ≈
минбарцы и центавриане). Люди получили технологию зон перехода
от центавриан.
Существует
одно обстоятельство, значительно влияющее на безопасность путешествий
людей в гиперпространстве: так называемый синдром гиперпространственного
перелета (СГП). На психику людей отрицательно влияют различия
между видимым (или кажущимся) движением звездолета и его истинным
перемещением в пространстве. В совокупности с постоянным изменением
освещенности за бортом корабля (бликами) этот эффект может даже
спровоцировать панику среди пассажиров. Из√за СГП в пассажирских
отсеках или нет иллюминаторов, или их закрывают на время пути
в гиперпространстве.
Для
передач сигналов в гиперпространстве на большие расстояния (а
именно это, по сути, означает организацию гиперпространственной
трассы) используются сигнальные пары. Маяки сигнальных пар ≈ приемопередатчики,
связанные через гиперпространство узконаправленным потоками тахионного
излучения. После входа в гиперпространство корабль просто находит
сигнал от маяка, который находится в пункте назначения, и двигается
вдоль этого луча, играющего роль нити Ариадны в лабиринте гиперпространства.
Чтобы обеспечить устойчивость гиперпространственной трассы, маяки
ведут непрерывный обмен сигналами, так что для достижения нужной
зоны перехода кораблю вполне достаточно "слышать" по одному маяку
с обоих концов трассы. Потерявший контакт с с маяками корабль,
как правило, навсегда теряется в гиперпространстве. Конечно, если
у него исправен гиперпространственный привод, он всегда может
вернуться в обычное пространство, но нет никаких гарантий, что
при этом он не окажется где√нибудь в совершенно неисследованной
области космоса, где также будет некому оказать ему помощь. Однако,
известно, что техномагам удалось
разработать очень чувствительные приемники сигналов маяков. Навигационные
системы кораблей, сконструированные с использованием их открытий,
позволяют без особого риска углубляться в гиперпространство гораздо
дальше (на 2√3 дня полета), чем обычно считается безопасным. Поэтому
никто никогда не встречал корабли техномагов в гиперпространстве:
они летают вдалеке от гиперпространственных трасс.
Исследование
гиперпространства очень затруднено и поэтому ведется медленно.
Поскольку там отсутствуют какие√либо естественные ориентиры или
связь расстояний и направлений с "обычным" пространством, навигация
в гиперпространстве более всего напоминает блуждание в потемках.
Как следствие, его освоение обычно производится прыжками на небольшие
расстояния и установкой новых навигационных маяков. Исследования
за пределами Галактики пока невозможны, поскольку при современном
состоянии технологий невозможно установить маяки в межгалактической
пустоте.
Помимо
ориентации собственно в гиперпространстве, чрезвычайно важной
представляется также задача определения положения звездолета при
выходе из него, проще говоря, очень важно уметь как можно точнее
определять, куда откроется точка перехода. Одним из важных тактических
преимуществ в Войне Земли с Минбаром стало умение противников
землян гораздо лучше (с точностью до сотен и даже десятков метров,
что на порядок лучше, чем у людей) предвычислять положение точки
перехода в "реальном" пространстве. За счет этого они неоднократно
скрытно для землян концентрировали свои силы, а затем внезапно
наносили мгновенный сокрушительный удар, выводя свои корабли из
гиперпространства прямо между неготовыми к обороне звездолетами
людей. Решение обратной к вышеописанной задачи тесно связано с
возможностью слежения за объектами (в частности кораблями), находящимися
в гиперпространстве, из "обычного" пространства. В решении обеих
этих задач земляне пока не слишком преуспели. Так, обнаружить
присутствие в гиперпространстве корабля команде Вавилона 5 удавалось,
как правильно, только за несколько секунд до его перехода в "обычное"
пространство. Определить сколько√нибудь надежно тип прибывающего
корабля до его появления в "реальном" пространстве (если только
он сам не называл себя) было и вовсе невозможно. Корабли же Теней
оставались необнаруженными вплоть до того момента, когда они начинали
появляться в "обычном" пространстве и их уже становилось видно,
что называется, невооруженным глазом.
Еще
одним проявлением необычных свойств гиперпространства является
факт значительного усиления при пребывании в нем телепатических
способностей. Телепаты получают возможность не только обнаруживать
корабли, "слыша" мысли их экипажей, но даже определять направление
на источник телепатического сигнала. Этот факт давно был известен
Пси√Корпусу, но всячески им
скрывался из опасения, что военные "наложат лапу" на всех сильных
телепатов.
Древним
было известно, по√видимому, и немало других секретов физики гиперпространства.
Так, только по счастливой случайности в начале 2261 года "Белой
Звезде" под командованием Ивановой удалось обнаружить в гиперпространстве
громадный флот ворлонцев. Они применили очень необычную методику
маскировки: свернули гиперпространство "как носовой платок" и
в результате получили некий значительный объем, совершенно незаметный
для стороннего наблюдателя. "Белой Звезде" удалось обнаружить
флот только благодаря одному из ворлонских же приборов, установленному
на ее борту, и зафиксировавшему свертку гиперпространства.
Как
ни странно, но гиперпространство совсем не так безжизненно, как
кажется на первый взгляд. "Межпланетные экспедиции" довольно
давно получали не подкрепленные, впрочем, надежными доказательствами
сообщения о неких формах жизни, обитающих в гиперпространстве.
Экспедиция "Экскалибура" в 2267 году столкнулась со скоплением
громадных, напоминавших медуз существ, названных техномагом Галеном
феннами. По его словам, они дрейфуют группами, их привлекают
блестящие движущиеся объекты, но фенны быстро теряют к ним интерес.
Эти создания в целом безобидны, по утверждению Галена от феннов
еще никто не пострадал. Другой участник экспедиции высказал логичное
предположение, что если применить к гиперпространству экологическую
модель океана, то фенны оказываются в самом начале цепочки питания,
т.е. в гиперпространстве вероятно обитают и другие, более агрессивные
и опасные существа.
На
Земле первые попытки теоретически доказать наличие гиперпространства
были предприняты еще в XX веке, однако в это время считали, что
в него могут проникать только элементарные частицы. Еще до Первого
Контакта с центаврианами, изучение этого вопроса дошло до
стадии практического использования гиперпространства: была создана
тахионная трансляционная система, обеспечивавшая связь в привычных
масштабах времени с колониями в Солнечной системе. Системы сверхдальней
тахионной связи, такие как StellarCom, могут осуществлять
передачу сообщений из "реального" пространства в гиперпространство
и наоборот. Даже с современной более развитой теорией гиперпространства
осуществление такой связи все еще затруднено ввиду фундаментальных
различий в физике этих двух измерений. Несмотря на это, Земля
сумела создать тахионную трансляционную сеть (ТТС), связавшую
ее с удаленными колониями и некоторыми мирами инопланетян. Эта
сеть состоит из трансляторов (генераторов тахионной несущей волны,
ведущих передачу в "реальном времени") и чрезвычайно дорогих орбитальных
спутников. Ведущая телекоммуникационная корпорация, Galactel
Matrix, владеет исключительными правами на тахионный канал
"Земля ≈ Прима Центавра". Деятельность вещательных корпораций,
работающих через ТТС, обычно ограничена несколькими системами
из√за исключительной дороговизны таких передач. Единственное исключение
≈ "Межзвездные новости", которые, пользуясь частичным государственным
финансированием, вещают по всей ТТС Земного Содружества.
См.
также: